Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Обожаю керамику ручной работы! И какое счастье, что в наше время мастеров становится все больше и больше. Вот об одном из них я вам и расскажу в этом посте, об удивительной девушке Веронике и ее творениях. А еще Вероника любезно согласилась ответить на несколько вопросов, так что к статье прилагается небольшое интервью.

Сейчас я уже не смогу сказать как попала на страницу Вероники в Инстаграме. Сначала даже не поняла чем она меня зацепила. Но просматривая одну фотографию за другой я уже решила, что однажды одно из творений Вероники поселится у меня дома. Потом дела закрутили так, что голову поднять было некогда. Но в минуту отдыха, просматриваю ленту, в глаза бросилось фото с совершенно волшебными тарелками глубокого синего цвета внутри. Я не придерживаюсь общепринятого мнения, что еда из посуды темных или насыщенных цветов становится неаппетитной. Любуясь красивой формой и волшебным цветом, я уже представляла, как буду кушать в ней кашу по утрам или подавать мужу кусок ароматного пирога...

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Списавшись с Вероникой, мы договорились о встрече в ее мастерской. Именно там, в древнем здании фабрики с высокими потолками и огромными окнами, которое охраняет Дедушка Ленин, я должна была забрать тарелочку. Предвкушение этой встречи в месте, где творится волшебство, натолкнуло меня на мысль об интервью. Вероника любезно согласилась.

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Чудеса для меня - это что-то из ряда вон выходящее, выбивающееся из обыденности. Это предвкушение чего-то интересного и радостного. Ощущение волшебства и крыльев за спиной.

Именно это постигло меня, когда, получив пропуск, я вошла во двор фабрики. Старый красный кирпич, стеклопакеты вперемешку с дряхлыми деревянными рамами, памятник Ленину, а затем подъем по широчайшей лестнице и дверь в мастерскую керамики. Небольшое и вытянутое, но очень светлое помещение благодаря огромным окнам и девочкам, которые в нем творят, выглядит очень уютным и милым. В этой мастерской работает не только керамист Виктория, но и художница Мария.

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Попав в такую красоту я, затаив дыхание, бродила вдоль стен, любуясь работами девочек.

В керамике Вероники мне нравится теплота и душевность. Вот что привлекло меня еще в самом начале, но что осознала позже. Тарелочки, мисочки, чашечки Вероники хочется нежно гладить, фотографировать.

Мне очень понравилось блюдо, на фото оно слева. Оно фактурное, милое и такое теплое... оказалось, что его Вероника слепила руками по древнему методу без использования гончарного круга. Есть в этом что-то очень приятное душе.

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Вероника, почему ты выбрала керамику своим ремеслом? Ведь это совершенное творчество, когда нужно укротить не только свою фантазию, но и материал. Далеко не каждому это под силу.

- Сначала, когда я попробовала заниматься керамикой, мне казалось, что это ремесло — некое волшебство, проникнуть в которое мне вряд ли удастся.  Но постепенно керамика захватила меня, и вместе с радостью открытий я стала узнавать и сложности процесса, о которых даже не представляла. Но эти тонкости только разогрели интерес. Чем дальше, тем больше открытий, поэтому путь керамики мне кажется очень увлекательным. Кроме того, большую радость мне доставляет делать то, что сможет радовать людей каждый день: простые вещи, наполненные, тем не менее, чувством гармонии. Декоративное искусство — это интересная ниша, позволяющая автору и зрителю соприкасаться максимально близко, говорить на языке повседневных человеческих эмоций. Я думаю, что делая быт красивее, мы делаем осознаннее и богаче жизнь в целом.

{C}{C}

В нашу встречу ты сказала, что тебя вдохновляют японские керамисты. Чем они тебя привлекают?

- Да, я люблю японскую керамику, потому что философия, которую мастера вкладывают в свои произведения, мне очень близка. В отличие от Китая, который является родиной большинства керамических техник, и где изделия создаются с большой дотошностью, в Япониии принято давать материалу шанс раскрываться самостоятельно. То, что в Китае и других странах назвали бы браком, подчас очень ценится японцами, ведь небольшие несовершенства лишь подчёркивают непостоянство, мимолётность красоты, дают пространство для фантазии и созерцания. При этом, живость и простота изделий не делают их небрежными, мастера говорят, что произведения должны «иметь осанку», а понимание этой тонкой грани доступно лишь художникам с развитым пониманием эстетики. Именно этому я стараюсь учиться у них.

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

При этом твоя керамика имеет странное свойство, она по-северному сдержанна в цветах и фактурах, но обладает притяжением и теплом. Это какая-то магия?

- Просто это - постоянный поиск. Я смотрю работы мастеров из разных стран и времён, будь то декоративно-прикладное искусство или живопись, подбираю сочетания цветов, вкладываю своё личное чувство прекрасного и стараюсь, чтобы вещи могли «согревать» людей. Каждую вещь пропускаю через внутренний фильтр, стараюсь быть искренней: вывожу в жизнь только то, за что зацепились бы мои собственные глаза.

Мастерская называется "Как пахнет земля", а в статусе группы стоит "Посуда ручной работы в созвучии с временами года". Как появилось такое название?

- Я всегда ощущала, что очень чувствительна к смене погоды и времен года, меня вдохновляют разнообразные состояния природы: гроза и снегопад, мороз и цветение трав, осеннее угасание и весеннее пробуждение. Позже я узнала, что в Японии принято подбирать посуду в соответствии с текущем временем года, чтобы человек даже вдалеке от природы мог чувствовать себя частью временного цикла. Подобный подход очень вдохновляет меня.

Близость к земле — почти роскошь в наше время, при этом она вызывает ностальгические чувства, связанные с детством или вообще опытом тысячелетий. Мне нравится керамика, созданная руками древних людей, в ней есть непосредственность и одновременно таинственность мифологического мышления. Мне интересно всё, что связано с этим глубоким пластом культуры: там, где психология, миф и искусство нераздельны. Именно поэтому я черпаю вдохновение в древней керамике, при этом, конечно, стараясь не интерпретировать и не эксплуатировать то, что мне непонятно. Я просто смотрю на эти вещи глазами современного восхищенного человека и вкладываю в свою посуду эмоции, которые почерпнула там.

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Очень интересно узнать, как происходит процесс создания твоих изделий? Мне всегда казалось, что это похоже на некий обряд, какое-то совместное действо с природой...

- Многие сравнивают процесс создания керамических изделий с обрядом, в этом ремесле также существует множество суеверий, но я отношусь к процессу как к ответственной работе, хотя и творческой. Чтобы действовать вместе с природой, нужно быть покладистым и внимательным — вот и вся магия. Я создаю эскизы, а иногда леплю и спонтанно, но всегда очень сосредоточенно и с вниманием к каждой стадии. Дальше изделия сушатся и обжигаются, после первого обжига глина становится керамикой, но остаётся пористой. Я покрываю изделия глазурью, иногда расписываю их и обжигаю ещё раз, после чего посуда становится водонепроницаемой. Иногда бывает не один глазурный обжиг, а несколько. Как финальный этап я часто использую молочный обжиг для декоративных целей. В планах у меня стоит более глубокое освоение других древних видов обжига, но для этого нужна своя дровяная печь.

Как у тебя получается посуда в технике ручной лепки такой изящной и душевной? Я видела работы других мастеров в этой технике, они почему-то делают посуду примитивной и грубой, неприятной, тяжеловесной, а твои мисочки и тарелочки такие легкие и красивые, что украсят собой абсолютно любой дом и будут дарить радость.

Техника лепки из жгутов позволяет делать изделия очень тонкими и аккуратными, именно в ней я начинала работать, позже осваивая и добавляя другие техники. Стараясь, чтобы изделия были гармоничными, подолгу обрабатываю форму, прощупываю каждый миллиметр и выверяю с особой тщательностью ободок, так как основное внимание зрителя опирается на него. И хочется заметить, что, всё же, есть мастера, доводящие мастерство ручной лепки до высокого уровня, их работами я вдохновлялась в начале пути и вдохновляюсь сейчас.

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Как ты выбираешь цвета глазури? Так как я безумно люблю все оттенки синего, то при просмотре фотографий твоей мастерской обратила внимание на обилие этого цвета в твоих работах. Как у тебя получаются такие теплые тона одного из самых сложных цветов для посуды?

- Когда я начинала работать с керамикой, я вообще не пользовалась готовыми баночками с глазурями: у меня были базовые прозрачные и белые глазури, и на их основе я сама создавала нужные мне оттенки. Это гораздо сложнее, чем использовать заводские глазури, но зато печь открывать всегда интересно, это делает изделия неповторимыми и живыми. Позже я стала пользоваться разнообразными готовыми цветными и эффектарными глазурями как раз для того, чтобы иметь предсказуемый и стабильный результат, к тому же, создавать свои глазури с нуля я пока ещё не берусь. Цветовые сочетания, как и всё остальное, берутся из так называемой «насмотренности», то есть из визуального опыта, а также и из многих проб и ошибок.

Я бы назвала твою посуду "Поэзия в глине", для меня она представляет собой не кухонную утварь для подачи еды, а нечто, помогающее созиданию. А что для тебя значат твои работы?

Когда я создаю свои изделия, мне как раз хочется, чтобы будущие обладатели почувствовали в них лёгкий философский подтекст: я стараюсь, чтобы посуда была говорящей — и говорила людям о чём-то светлом и воодушевляющем, будучи при этом красивом фоном для пищи и напитков. Для меня керамика — это средство выражения чувства любви к прекрасному, и одновременно — это надежда, что я могу этим чувством поделиться с другими, через свои изделия.

Посуда ручной работы "Как пахнет земля"

Вероника Куликова

Эту статью я закончу словами П.Я.Чаадаева из его философских писем, которые нашла в группе Вероники:

"Сделайте свой приют как можно более привлекательным, займитесь его красивым убранством и украшением, почему бы даже не вложить в это некоторую изысканность и нарядность? Ведь это вовсе не особый вид утонченной чувственности; заботы ваши будут иметь целью не вульгарные удовольствия, а возможность всецело сосредоточиться в своей внутренней жизни. Очень прошу вас не пренебрегать этими внешними мелочами. Мы живем в стране, столь бедной проявлениями идеального, что если мы не окружим себя в домашней жизни некоторой долей поэзии и хорошего вкуса, то легко можем утратить всякую деликатность чувства, всякое понятие об изящном. Одна из самых поразительных особенностей нашей своеобразной цивилизации заключается в пренебрежении удобствами и радостями жизни."

Сайт "Как пахнет земля"

Группа Вероники Вконтакте "Как пахнет земля"

21 марта 2017  14:21
224
Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

Спaсибо!